о нашем клубе | как стать партнером | реклама в небе | купить шар | контакты |
Популярные предложения |
Выше гор могут быть только монгольфьеры.Каждый ребенок летает во сне. Летает - значит, растет. Полеты наяву тоже реальны и не менее интересны. Пилоты аэростатов готовы брать на борт даже трёхлетних малышей! Ранее утро в Горьковском районе Подмосковья. День воскресный, туман плотный, а на полянке у Дмитровского шоссе - столпотворение внедорожников с прицепами. Несколько десятков человек, некоторые в ярких летных комбинезонах с нашивками, собираются в кружок. Один из них, Владимир Гладков, президент клуба воздухоплавателей, отпускает вверх наполненный гелем черный воздушный шарик. «А почему шарик такой грустный?» – спрашивает пятилетняя Света. «Черный – чтоб лучше было видно,» - не отрываясь от крошечной точки в небе, поясняет кто-то. Шарик плавно, почти вертикально поднимается над землей, весело мотая хвостиком. «Метр в секунду, - заключает Владимир. – Это моя любимая скорость. Можно раскладываться.» Подготовка к полёту на аэростатеПодготовка к старту занимает всего минут десять. Ребята спускают с прицепа большую корзину. Это гондола. Ее плетут по старинке, из ивовых прутьев. «Она не очень тяжелая, зато выдерживает четырех человек, поясняет Антон Морев, действующий чемпион России по воздухоплаванию. - После корзины достаем стокилограммовый мешок с оболочкой аэростата, разворачиваем, потом две горелки, устанавливаем над корзиной, и вот еще вентилятор, чтобы воздух нагнетать в оболочку. Сначала холодный, для объема. Сюда входит 3 тысячи кубических метров! Это почти 50 железнодорожных цистерн, целый состав можно закачать! - Антон пытается перекричать вентилятор, который наполняет оболочку. За его спиной, на стартовой площадке, один за другим вырастают гигантские разноцветные шампиньоны. – Потом включаем горелки и подогреваем воздух, он поднимает шар и удерживает его вертикально.» И тут же шар отрывается от земли и плавно выравнивает корзину. Инструктаж перед полётом«Ну вот, осталось немного прогреть и можно лететь. - Чемпион подзывает к себе пассажиров аэростата на инструктаж. – Чего делать категорически нельзя. Нельзя хвататься за шланги баллонов. Могут оторваться. Они с пропаном - это топливо, которое питает горелки. У нас четыре баллона. Тесновато, так что все передвижения по гондоле – с моего разрешения. Еще нельзя брать пилота вот так. – Антон хватает себя за запястье. – И нельзя говорить, что мы упадем. Только позитив!» Но инструктаж - скорее для маленьких пассажиров. Тепловые аэростаты считаются самым безопасным воздушным транспортом. Однако маленькая Света испугалась горелок и плачет, зарывшись в маму. Антон успокаивает: «Ты что, боишься? У меня летала девочка, ей было два с половиной года, и ничего…» Вот пассажиры забрались в корзину, пилот включает горелки, и оранжевое пламя устремляется внутрь оболочки. Гондола медленно ползет по мокрой от росы траве и через полминуты отрывается от земли. Полянка уменьшается в размерах, душа уходит в пятки, а с земли машут крошечные фигурки: «Удачного полета!». Первый полет на аэростатеНа высоте слышно как-то по-особенному четко. «Поехали!» - Кто-то из пассажиров явно чувствует себя как минимум Гагариным, хотя полеты на аэростатах совершаются без малого триста лет. «Первыми в воздух поднялся аэростат, собранный по конструкции братьев Монгольфье. Поэтому и называют воздушные шары монгольфьерами, - рассказывает Владимир Гладков, президент клуба воздухоплавателей. – Это было еще в 1783 году. Пилоты Пилатр де Розье и маркиз Д’Арланд перелетели Париж и через полчаса благополучно приземлились. За этот и другие полеты один из братьев Монгольфье получил орден от короля Людовика, а другому назначили пожизненную пенсию. – Экскурс в историю время от времени прерывается огненными залпами из горелок. - А вот первый русский воздухоплаватель - подьячий Крякутный из Нерехты поднялся в воздух на полвека раньше Розье и Д’Арланда, в 1731 году! Но ему повезло куда меньше. Как гласит летопись, умелец «наполнил мешок дымом поганым и вонючим, и нечистая сила подняла его выше березы.» За этот полет Крякутного объявили смутьяном, хотели сжечь вместе с изобретением или заживо закопать в землю, но, к счастью, дело ограничилось высылкой из Рязани. Зато теперь Крякутный там – национальный герой.» Как известно из истории, с тех пор кто только на аэростатах не летал. Военные сразу сообразили: с высоты птичьего полета удобнее следить за противником. А можно и гранату скинуть. Разведчики передавали донесения по шнурку на землю. Во время второй мировой родные братья аэростатов - дирижабли сторожили небо над городами. Поднявшись в небо, ученые сделали немало открытий о состоянии атмосферы. Метеорологи до сих пор следят за изменениями погоды с помощью аэростатов поменьше – зондов. Аэростат в небе…Земля скрылась за туманом. Аэростаты парят вокруг, точно замершие в полете перевернутые капли. «К вечеру будет гроза, - сообщает Владимир Гладков. – Перед полетом мы запрашиваем точный прогноз. Ветер чуть сильнее – и старт откладывается. У нас есть такая поговорка: нет ничего страшнее бесстрашного пилота. Мастерство пилота не в том, чтобы летать в грозу, а чтобы вовремя отменить полет.» Тут в одном из баллонов кончается газ – стрелка на манометре приблизилась к нулю. Владимир с тем же невозмутимым лицом за несколько секунд перекидывает шланг от горелки на другой баллон. И пламя снова вырывается из горелок, поддерживая аэростат. Дома внизу – как игрушечные. Тень от аэростата плывет по огородам. Одна из дачниц оторвалась от грядок и удивленно машет воздухоплавателям. «У нас заявка на высоту сегодня - 300 метров. Можно и выше, просто сегодняшние пассажиры летят в первый раз, а для начала достаточно. 300 метров - это чуть ниже смотровой площадки Останкинской телебашни. Забирались и повыше. У нас чемпионаты по воздухоплаванию проводятся каждый год. Наши спортсмены – одни из лучших. В прошлом году пилоты Леонид Тюхтяев и Станислав Федоров достигли высоты 9387 метров, это на полкилометра выше Эвереста! Но для таких высот, конечно, особые согласования требуются. Ведь, кроме прогноза, мы всякий раз запрашиваем еще и разрешение на полет. За нами следит диспетчер, у каждого шара – свой номер, все как полагается. Район, где мы можем летать, ограничен несколькими десятками километров. Нельзя соваться, где военные объекты. А так – летай на здоровье. Хороший семейный отдых. Я летаю 9 лет, как ушел на пенсию - раньше был военным летчиком. Не жалею. Тут люди особые. Рекорды – не главное. Вон рядом с нами Антон Морев летит. Так он однажды на соревнованиях помог сопернице из ЮАР – у нее оболочка разошлась, Антон достал машинку и прямо на поле прострочил. В итоге у иностранки результаты одни из лучших. Как изготавливают аэростаты?Оболочка – самая ранимая часть аэростата. Ресурс – всего 400 часов полета. Хоть шьют ее из прочной ткани. В подмосковном Хотьково изготовлением аэростатов занимается целое предприятие. Виктор Таразанов, технический директор, заходит в небольшую лабораторию: «Сначала капрон проходит здесь испытание. Мы его нещадно рвем на специальных станках, сами разработали, проверяем на плотность, чтобы не пропускал воздух, потом только раскраиваем по чертежам на клинья и сшиваем. Нити тоже особой прочности. А вот машинки швейные - самые обычные. » Вокруг кипит работа, как в ателье: кроят, режут, строчат. Только масштабы гигантские. На один аэростат в среднем уходит тысяча квадратных метров ткани! «Нижняя часть оболочки, около десяти процентов, - еще и жаропрочная, ведь на нее приходится все тепло от горелок. - рассказывает Виктор Михайлович - Эта ткань соткана из особых огнестойких волокон. Материал выдерживает открытое пламя до 10 секунд. Этого вполне достаточно, чтобы пилот убрал горелку.» Затем готовую оболочку обшивают силовыми лентами для пущей крепости и присоединяют канат – единственный «рычаг управления». «Если потянуть канат – открывается парашютный клапан, - объясняет Владимир Гладков, когда мы через час заходим на посадку, - воздух выходит из оболочки, и аэростат снижается. Вот так, лавируя по высоте, мы можем менять направление движения, потому что в каждом слое может быть свое направление воздушных масс.» Аэростат плавно, точно кабинка на колесе обозрения, приближается к земле. Владимир выбрал место неподалеку от деревни, чтобы группа техподдержки могла добраться быстрее. Вот кабина касается верхушек деревьев, пригибая ветви, вот раздвигает высокую траву… Сели. Посадка мягкая, точно на лифте! И совсем не страшно! «Только выходить сразу нельзя, - предупреждает Владимир, - а то все остальные сразу же опять улетят – кабина-то легче станет. Физика!» Наконец шар остывает и опадает, как огромный парус, на траву. Можно выходить. Но это еще не все. Как поясняет пилот, впервые летавшие по традиции должны пройти обряд посвящения в воздухоплаватели. Пассажиров-новичков ставят на колени на оболочку аэростата, зажигалкой подпаливают локон на затылке, а потом тушат шампанским. Вручают грамоту, где черным по белому написано, что владелец документа пожизненно наделяется… графским титулом и деревенькой в придачу – по месту приземления. (Как- никак, первые пилоты были дворянами.) Правда, вотчина считается твоей, пока ты паришь над землей, хотя бы на высоте одного аршина. А там, в бездонном небе, деревенька эта вроде как и не нужна – все мысли исключительно о вечном… |