Популярные предложения
|
Кто первым попытался добраться к Северному полюсу на воздушном шаре?11 июля 1897 года, ровно 110 лет назад, начальник патентного бюро
шведский инженер Соломон Август Андре вместе со своими товарищами
Кнутом Френкелем и Нильсом Стриндбергом стартовал на воздушном шаре к
Северному полюсу. У них было 36 почтовых голубей для связи да примерно
столько же буев. Через четыре дня китобои подстрелили одного из голубей
с сообщением от 13 июля, в 1898 и 1899 были выловлены два буя,
сброшенные еще в первый день полета. Вот, собственно, и все, о чем
узнали в первые годы об отважной экспедиции…
Соломон Андре родился 18 октября 1854 года в небольшом шведском городке
Гренна в семье шведского инженера. Он был настоящим сыном своего
времени и справедливо полагал, что будущее за наукой. От своих
родителей Андре унаследовал крепкое здоровье, умение биться до конца в
любой неблагоприятной ситуации, а неподражаемое чувство юмора позволяло
этому парню встречать любые удары судьбы с легкой усмешкой.
После окончания Стокгольмского Королевского технического института в
Стокгольме, молодой физик отправился в США, и мир посмотреть, и себя
показать. Там его и накрыл с головой «аэростатный» бум, в Америке
середины 70-х годов им переболело достаточно много молодых людей.
Но Соломону США не очень-то понравились, его неудержимо тянуло на
родину. Он вернулся в Стокгольм, но своего увлечения не оставил – время
от времени развлекая нордически спокойных шведов полетами на воздушном
шаре. Причем, что всегда отличало Соломона – это тщательная подготовка
к каждому полету. Наобум лазаря он никогда с места не срывался: каждую
из своих 9 успешных попыток он готовил весьма тщательно – изучал
температуру и влажность воздуха на различных высотах, направление и
силу ветра, характер осадков, их продолжительность в разное время суток
и т.д.
Впрочем, путешествие на Северный полюс было отнюдь не конечной, а
промежуточной станцией в планах Андре и его товарищей. Он намеревался
сделать невозможное – махнуть через полюс прямиком в Америку. По самым
скромным подсчетам такой полет мог бы занять всего неделю или что-то
вроде того.
В те времена подобные экспедиции подготавливались годами. Достаточно
вспомнить, что американец Роберт Пири, первым покоривший Северный полюс
в 1909 году, потратил 23 года на подготовительные экспедиции, проведя
18 лет в полярных областях. Андре готовился меньше, но в 1882-1883 гг.
молодой ученый отправился в Арктику на зимовку, в составе шведской
экспедиции на Шпицбергене. Здесь он проводил наблюдения за атмосферным
электричеством, тщательно фиксируя все, что могло пригодиться в
дальнейшем.
Но только спустя два года, в феврале 1895 года, Соломон объявил о том,
что решил покорить Северный полюс. Это произошло уже после того, как
Андре придумал нечто такое, что заставило ученых поверить в этот
безумный на первый взгляд проект. В частности, особые паруса, с помощью
которых предполагалось изменять направление полета вопреки движению
ветра. То есть, не все отдавалось в руки провидения и разгула стихии –
аппарат должен был стать управляемым…
Пара безумцев, готовых разделить его участь, тут же отыскались. Равно
как и не меньший безумец, готовый щедро спонсировать предстоящий полет.
Думаю, его имя вы угадаете с трех нот – Альфред Нобель. По правде
говоря, изобретатель динамита «подписался» только тогда, когда проект
Соломона Андре одобрил король Швеции Оскар. Но денежки давал именно
Нобель.
Оба других участника экспедиции, несмотря на молодость – инженеру Кнуту
Ялмару Френкелю шел 28-й год, а физик Нильс Стриндберг был моложе на
два года, считались опытными воздухоплавателями. Старт был назначен на
11 июля 1897 года.
Как говорят у нас: гладко было на бумаге, да забыли про овраги.
Подготавливая воздушный шар к старту, механики очень сильно перетянули
винты, соединяющие гондолу и канаты. Это было изобретение Андре, к
сожалению, так до конца и не испытанное. А такая серьезная экспедиция
не поле для экспериментов – уже во время старта винты разошлись, шар
резко снизился, едва не свалившись в воду. И уже, по сути, в первые
минуты полета пришлось сбросить полтонны балласта. А ведь он не был бы
лишним! «Орел», так назвали свой воздушный шар Андре и его товарищи,
фактически потерял управление…
На следующий день, 12 июля полет проходил явно не так, как был задуман.
Из-за утраченных канатов «Орел» раз за разом ныряет вниз, а гондола в
это время бьется об острые торосы, мучая путешественников. Они не могут
ни спать, ни есть.
Его пытаются заставить подняться, выбрасывая порой даже необходимый
груз. Но все напрасно. И дальше условия полета мало изменяются – туман,
удары гондолы о ледяную поверхность, невозможность даже на секунду
провалиться в сон.
Три дня ада привели к тому, что Андре принимает решение прекратить
полет. Но, как говорят бывалые альпинисты – на гору гораздо легче
взобраться, нежели спуститься. Путешественники оказываются в ледяном
безмолвии в районе северной оконечности Шпицбергена. До ближайшей земли
– 300 км.
Но об этом люди узнали только в далеком 1930 году, когда на острове
Белом были обнаружены лодка и два скелета, во внутреннем кармане куртки
одного из них лежал дневник Андре. Неподалеку нашли и могилу третьего
участника экспедиции.
Оказалось, что за три дня они преодолели на шаре около 500 км, а до
полюса было еще 780. Надо было отправляться в обратный путь с надеждой
дойти до Земли Франца-Иосифа или Шпицбергена, где были созданы склады
продовольствия. 52 дня они шли по льду, таща за собой нагруженные
нарты. А на острове Белый решили устроить зимовку, разбив иглу. Но по
трагической случайности льдина раскололась, и участники экспедиции
выбрались на голый берег.
Первым скончался самый молодой исследователь – Стриндберг. Сейчас уже
не установить, отчего именно – то ли от несчастного случая, то ли от
болезни. Андре и Френкель были обнаружены в палатке. Кто-то считает,
что умерли они от переохлаждения, другие «щадят» этих храбрецов,
настаивая на том, что смерть была более легкой – от угарного газа.
Кстати, еды у членов экспедиции хватало – они подстреливали то тюленей,
то белых медведей и варили мясо.
Как говаривал пролетарский писатель Максим Горький – безумству храбрых
поем мы славу! А история первого официального полета к Северному полюсу
на воздушном шаре учит нас – в любом деле мелочей не бывает. Особенно,
если речь идет о собственной безопасности…
Источник статьи: Юрий Москаленко
|