о нашем клубе | как стать партнером | реклама в небе | купить шар | контакты |
Популярные предложения |
Хроники надувного "Филина"В Санкт-Петербурге прошел восьмой чемпионат мира по воздухоплаванию
в дисциплине "тепловые дирижабли", на котором российский пилот Николай
Галкин на дирижабле "Филин" завоевал серебряную медаль.
Задержки, а то и вовсе отмены соревнований - для
воздухоплавательного спорта дело вполне обычное. Поэтому люди,
собравшиеся на закрытие 8-го FAI чемпионата мира по
воздухоплавательному спорту в дисциплине "Тепловые дирижабли" и 2-й
Всемирной фиесты "Поднимись над облаками!" на территории
Петропавловской крепости, ничуть не роптали по поводу того, что
церемония началась на два часа позже запланированного. Причиной
опоздания стали анонсированные в программе показательные полеты
дирижаблей и воздушных шаров над Невой. Сила ветра превышала
рекомендованные показатели, и зрители в прямом смысле ждали милости от
природы. Дождались! В вечернее питерское небо взмыли и улетели вдоль
Невы красочные воздушные шары, а вслед за ними в воздух поднялись
дирижабли и принялись кружить над акваторией. Салют, грянувший со
Стрелки Васильевского острова, не на шутку встревожил одного из
наблюдающих: "Сейчас дирижабль собьют!" К счастью, обошлось, и праздник
воздухоплавания, квартировавший в Северной столице целую неделю, можно
было с полным правом назвать состоявшимся.
Важней всего - погода в небе…
Надо признаться, что поначалу в этом возникали серьезные сомнения.
Циклон, прибывший cо стороны Скандинавии, принес с собой ветер и дождь,
поэтому первый соревновательный полет прошел 22 июня, а следующий -
только 26-го. Всего же их было проведено три - намного меньше
запланированного. Без сомнений, погода была одним из главных героев
события, ведь от нее зависело, состоится ли чемпионат мира вообще или
нет.
Подходящие для полетов моменты буквально ловили, подключив к этому
процессу метеорологов. "Изменчивость петербургской погоды обусловлена
переходным климатом - от морского к континентальному, - комментировала
ситуацию Ольга Бойко, представитель Северо-западного филиала АНО "Метеоагентство" Росгидромета. - Это
повышенная влажность, которая способствует образованию облачности и
осадков, а также температурные контрасты между водой и сушей. Нельзя
говорить, что для проведения чемпионата выбрано неудачное место: погода
ухудшается везде, просто у нас ее труднее прогнозировать".
26 и 27-го капризная питерская погода расщедрилась на несколько
часов штиля, и одиннадцать команд из восьми стран мира (Польша,
Швейцария, Швеция, Литва, Франция, Италия, Германия, Россия) все-таки
поборолись за звание сильнейших.
Не информированному зрителю сложно понять, что кроется за
замысловатыми траекториями движения дирижаблей. Между тем задания,
которые даются пилотам во время соревновательных полетов и за
выполнение которых начисляются очки, невероятно интересны. Пилоты соревнуются
в гонках из одного пункта в другой, гонках с объявленным временем,
гонках с заданиями на точность и в слаломе - скоростной гонке по
слаломному курсу длиной приблизительно один километр с воротами для
прохождения через каждые 50 - 100 метров.
В прошлом году, когда в Петербурге проводился Кубок мира Мегафон - 2007,
ориентирами для пилотов служили памятники и колонны государственного
музея-заповедника Царское Село, а мишенями - лодки, плавающие по озеру (в
мишени команда дирижабля должна попасть специальным маркером - мешочком
с песком, к которому привязана лента. - Прим. "СЭ ЭКСТРИМ"). Нынче
в качестве основной стартовой площадки была выбрана территория
горнолыжного комплекса "Туутари-Парк", который принимал и часть
прошлогодних соревнований.
Кстати, тот Кубок организаторы охарактеризовали как "пред чемпионат",
своего рода генеральную репетицию. После которой дирекция FAI
(Международной авиационной федерации) без сомнений доверила Петербургу
провести чемпионат мира, последний раз состоявшийся в Австрии семь лет
назад. На вопрос, почему в стартах выдался такой большой перерыв,
президент комиссии по воздухоплаванию FAI Жан-Клод Вебер ответил
шуткой: "Наверное, Петербургу просто следовало раньше подать заявку на
участие!", - но потом пояснил, что организация чемпионатов по
воздухоплаванию - дело очень трудоемкое, в том числе с технической
точки зрения, не каждый за него возьмется. Кроме того, прошедшие
несколько лет стали для воздухоплавателей периодом активных технических
изысканий и инноваций. Известный воздухоплаватель и директор Спортивной
дирекции чемпионата Пит Тибо отметил, что воздухоплавание сегодня стоит
на пороге новой эры. "Начиная с 2000 года постепенно было введено новое
поколение дирижаблей, значительно расширились их операционные
возможности и содержание".
"Дирижабль - он ведь тяжелый!"
На ту же тенденцию обратил внимание и Николай Галкин - пилот
российской команды, завоевавший на своем дирижабле "Филин" серебряную
медаль чемпионата и ответивший на вопросы корреспондента "СЭ ЭКСТРИМ".
- Самая большая сложность в эксплуатации теплового дирижабля - то,
что он способен летать только практически в идеальную штилевую погоду.
Зависимость от погоды зачастую делает воздухоплавательные мероприятия
невозможными. Поэтому теперь конструкторы пытаются создавать менее
метеозависимые дирижабли. Такие уже есть - например, на чемпионате 2008
года один из российских пилотов - Леонид Тюхтяев летал на очень
скоростном дирижабле, выдерживающем более жесткие погодные условия.
Похвастаюсь, я являюсь его конструктором.
- То есть для вас полеты на дирижаблях - не только спорт, но и работа?
- Первоначально это только ею и было. Я работаю в фирме, которая
производит дирижабли - главным образом газовые, но есть и тепловые.
Первый полет на дирижабле я совершил, кажется, в 2003 году. В 2004 году
поставил первый мировой рекорд по тепловым дирижаблям, в прошлом году -
еще три мировых и несколько российских. Сейчас пришел момент, когда
захотелось попробовать себя именно в спортивных мероприятиях.
- И сразу - такой успех. А в целом, на ваш взгляд, чемпионат удался?
- Да, и, считаю, получился интересным. Конечно, летали маловато,
хотелось побольше. Кроме того, дирижабль одного из фаворитов
соревнований - шведа Оскара Линдстрема (пилот, выигравший первый
чемпионат мира по тепловым дирижаблям в 1988 году в Люксембурге), -
долго не мог пересечь границу и совершил всего один полет. А очень
хотелось с ним посоревноваться.
- Лучше всего, судя по очкам, у вас получился первый полет…
- Да, в него входило два задания. Нужно было взлететь, вылететь со
стартового поля, пройти через стартовые ворота, долететь до финишных,
пройти их и попасть по мишеням, координаты которых были известны
приблизительно. По этому заданию учитывалась точность и скорость
прохождения от ворот до ворот. Второе задание подразумевало, что ты
должен пройти эту дистанцию, максимально точно уложившись во временные
рамки, декларированные еще до взлета. Я понимал, что в скорости
соревноваться бессмысленно - на этом чемпионате мой дирижабль был самым
старым, поэтому поставил себе задачу пролететь как можно точнее по
времени. В итоге погрешность составила две секунды - вместо заявленных
1 часа 5 минут мой дирижабль преодолел расстояние в 10 с небольшим
километров за 1 час 4 минуты 58 секунд.
- Николай, какие качества необходимы пилоту для побед?
- Спокойствие. Все нужно делать спокойно, уравновешенно, не
совершать резких движений. Нужно уметь оценить погодную ситуацию. А
самое главное, воздухоплавание - это командный спорт, в котором
выигрывает не пилот, а команда. Дирижабль ведь - это очень тяжелая
вещь! Особенно мой - самый старый в чемпионате, самый медленный и самый
тяжелый по оболочке. А во многих заданиях на то, чтобы подготовиться и
взлететь, дается очень мало времени, и тут как раз многое решает
уровень квалификации команды. Некоторые задания подразумевают, что
команда будет оказывать помощь в процессе полета - соответственно, она
должна быть в нужное время в нужном месте.
- Будете ли вы продолжать свою спортивную карьеру?
- Конечно, начну готовиться к следующим чемпионатам мира и Европы, к Кубку Европы.
В гости на дирижабле
Воздухоплавание - это смелость и романтика, а пилоты - люди явно
особенные. Уже просто потому, что спокойно чувствуют себя в
несвойственной для пребывания человека стихии и постоянно рвутся туда.
Только послушайте, что говорит о себе победитель чемпионата мира (уже
трехкратный) швейцарец Жак-Антуан Беснар. "Моя единственная любовь -
это свободный полет, полет вообще, а не на определенном летательном
аппарате. Это особое состояние, особое чувство, и, к счастью, оно мне
дано. Наверное, я должен был родиться птицей - я всю жизнь, с самого
раннего возраста, летаю во сне".
А Леонид Тюхтяев (занявший на чемпионате седьмое место) так
описывает свои ощущения: "Шар меняет сознание. К тому же этот спорт
очень красивый, жизнерадостный. Когда люди видят летящий шар, всегда
улыбаются. У них возникает какое-то необыкновенное ощущение счастья.
Особенное удовольствие доставляет смотреть на тех, кто летит в первый
раз. Они такие счастливые, когда поднимаются в небо. Потом уже никогда
не забудешь эти ощущения. Ради этих минут я и летаю".
А вот афористически сформулированное отношение к жизни и к своему
виду спорта от Оскара Линдстрема: "Каждое утро ты вправе выбрать, каким
будет день - счастливым или нет. Жизнь - это игра, приз в которой -
хорошие воспоминания. Победитель - это тот, кто оставил в своей памяти
лучшие моменты".
Чемпионат мира-2008 подарил пилотам возможность лишний раз испытать
счастливые мгновения, попутно соревнуясь друг с другом, а тысячам
петербуржцев и гостям города на Неве - приобщиться к этому ощущению
полета. Пусть пока всего лишь мысленно, но позволил ненадолго
возвыситься над земной суетой. "Воздушные шары и дирижабли только
начинают появляться в России. Я не сомневаюсь, что через 10 - 15 лет
Россия будет лидером в частном воздухоплавании", - это мнение
авторитетнейшего Пита Тибо. Поэтому давайте не будем исключать, что уже
на долю нас, ныне живущих, придется время, когда полеты на воздушных
шарах станут обыденным делом, а в гости друг к другу мы будем летать на
дирижаблях.
Итоговая таблица чемпионата мира по воздухоплаванию в классе "тепловые дирижабли". Санкт-Петербург, 22 - 28 июня 2008 года
1. Беснар (Швейцария) - 5585 баллов
2. ГАЛКИН (РОССИЯ) - 5160
3. Экардт (Германия) - 5125
4. Бамберски (Польша) - 4480
5. Контеджиакомо (Италия) - 3920
6. Опарин (Россия) - 3420
7. ТЮХТЯЕВ (РОССИЯ) - 3260
8. Костюкевич (Литва) - 2980
9. Линдстрем (Швеция) - 2340
10. Ушакова (Россия) - 2295
11. Нигровски (Франция) - 100
Источник статьи: Гульсара ГИЛЬМУТДИНОВА
|