о нашем клубе | как стать партнером | реклама в небе | купить шар | контакты |
Популярные предложения |
2000 тонн на мегадирижабле: проект или прожект?Информационные ленты страны уже несколько дней пестрят сообщениями о сенсационном дирижабельном проекте, который как бы запускается в Калининграде. Тема нешуточная, ведь в России строительством дирижаблей занимается всего несколько компаний. Однако, с Калининградскими дирижаблистами, как выяснилось, никто не знаком. Так что это - проект или прожект?
Итак. Некая калининградская компания "Вестлес", как сообщают СМИ, намерена вложить 1,2 миллиарда евро и построить завод по производству транспортных дирижаблей, способных брать на борт 2000 т полезной нагрузки. Зачинатели проекта намерены продавать созданные аппараты по цене самолета Airbus (от 300 млн евро). Отлично. Воздушные чудо-корабли с таким ресурсом весьма нужны, они могли бы эксплуатироваться в труднодоступных регионах страны. Потребитель при эксплуатации таких мегадирижаблей мог бы реально экономить на транспортных расходах, поскольку тонно-километр при такой доставке будет обходиться порядка 50 копеек (по сегодняшнему курсу). Директор компании «Вестлес» г-н Жаворонков в своих многочисленных интервью СМИ подчёркивал серьезность намерения, которое подкреплял информацией об имевшемся обсуждении дирижабельного проекта. Конкретно, огласке подвергался факт переговоров с главой правительства республики Тыва Шолбан-Кара-оолом, которые состоялись в рамках недавнего Красноярского экономического форума (по утверждению предпринимателя, сторонами были достигнуты пока устные соглашения). Но как-то уж слишком просто. Читаем пассаж г-на С. Жаворонкова, где он вещает: "Наши дирижабли с грузоподъемностью, примерно, в две тысячи тонн подходят для территорий, где тундра, мерзлота, тайга, трудная проходимость". Стоп! Насколько известно, этих «наших» дирижаблей никто никогда не видел. Их просто нет. А далее - тривиальные утверждения о пользе дирижаблей, не более того. Вся эта квази-пиарная вылазка ассоциативно напоминает глубокомысленное ораторство великого комбинатора, Остапа Бендера, который убеждал незатейливых шахматистов из Васюков превратить их родной город в мировой (и даже межгалактический) шахматный центр... Нас тоже, вроде как, убеждают в необходимости использовать дирижабли в экономике страны. Читая новостные ленты, по поводу данного дирижабельного «тренда» возникли следующие соображения. Вот они. Во-первых, сомнительно, что завязанная с проектами машиностроительного, судостроительного, портостроительного, логистического, торгового, лесопромышленного характера калининградская частная компания "Вестлес" готова отдать 1,2 млрд евро из почти 6 млрд евро, имеющегося капитала. Во-вторых. Владельцы фирмы "Вестлес", имеющие весьма поверхностное представления о дирижаблестроении, но имея в штате конструкторов и КБ, не могут ответственно исполнить данную работу. При этом они здорово рискуют. Когда речь о миллиарде евро и большом риске, скорее всего, перед нами авантюрный проект.
В-третьих. Учитывая, что дирижабли с грузоподъемностью 2000 тонн вообще никогда в истории человечества не строились, становится очевидным, что за один год, как доказывает г-н Жаворонков, дирижабли не появятся. Только этапы НИР, НИОКР, РКД, создание опытного образца поглотят для такого дирижабля с объемом оболочки 2 млн куб. м – минимум - 5 лет.
В-четвёртых. Чтобы продавать дорогущие и ещё необкатанные дирижабли за треть миллиона евро, нужно понимать специфику данного сектора рынка. Это - при условии, что, собственно, рынка-то и нет, причём, не только в РФ, но и мире. И когда он возникнет пока никто не берётся прогнозировать, поскольку рынок, по большому счёту, только формируется: …даже маркетинг в этом направлении толком не ведётся. Что-то нечисто и здесь.
В-пятых. Гелий, которым будет наполнена оболочка такого гигантского воздухоплавательного грузовика, съест за одно наполнение 160 млн руб. (или $4,5 млн). А ведь подполнять придётся не реже 2-х раз в месяц. То есть, потребителю вместе с приобретением дирижабля потребуется решать задачу с газопоставками, хранением газгольдеров, заказывать специальную технику... Иначе говоря. Если инфраструктура аэродромов для Airbus имеет все необходимые ресурсы - от ремчасти до заправки, то инфраструктуры для дирижаблей просто не существует, а значит, бремя на её создание ложится на заказчика техники, но об этом калининградским бизнесменом даже не упоминается, а ведь он как бы "договорился" с администрацией целой республики (чем и обусловлен пиар). Скандала в случае запуска проекта не избежать!
В-шестых. Для такой махины потребуется специфическая причальная мачта, а также – эллинг. Это тоже затраты, причем, значительные. И об этой проблеме ни СМИ, ни квази-исполнители не сообщают...
В-седьмых. На сайте компании "Вестлес" читаем:"Вступивший в силу (01.04.2006) Федеральный Закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» № 16-ФЗ от 10.01.2006 создал условия для размещения высокотехнологичных и наукоёмких производств на территории Калининградской области. Учитывая эти возможности в адрес ЗАО "Вестлес" от крупной транспортно-логистической компании поступило предложение о совместной реализации проекта по созданию на базе индустриального комплекса ЗАО "ВЕСТЛЕС" производства по сборке грузовых ДИРИЖАБЛЕЙ большой грузоподъёмности"… Что здесь бросается в глаза? ОЭЗ и льготы! То есть, реальные льготы от государства взамен нереальных инвестиций: вот сформируют калининградские предприниматели бизнес-план с «размазанными» по годам траншами (при этом, за счёт вполне реальных льгот окажутся в чистом выигрыше).
В-восьмых. Как и откуда у компании «Вестлес» сразу же обозначилась фирма-партнер, которая хочет поработать на дирижабельном поприще? Это либо розыгрыш, либо какой-то чокнутый олигарх хочет пристроить свои сгорающие в кризисе капиталы, либо имеет место сговор с целью «распилить» средства между бизнесменами и чиновниками… А постановка напоминает скандальную историю Cargolifter, когда для привлечения акционеров, инвесторов эта германская компания начала пиарить мегааэростат, способный брать на борт 75 тонн, который "вдруг" купила некая канадская фирма. Когда журналисты раскопали, что фирма в Канаде липовая и является собственностью Cargolifter, разразился скандал, в итоге, окончившийся для немцев банкротством.
В-девятых. В приведенной выше цитате имеется слово «сборка». Это значит, что конструкция дирижабля с полезной нагрузкой 2000 т уже где-то имеется и аппарат просто будут собирать из комплектующих. Откуда РКД, на основе которой делают такие специфические комплектующие? Калининградские предприниматели, как мы понимаем, ещё только анонсируют проект, и конь в проекте не валялся… Опять профанация.
В-десятых. Журналистам, обратившимся за разъяснением к правительству Красноярского края, где недавно проходил экономический форум и якобы проходили дирижабельные переговоры, факта такой беседы не подтвердили. Более того, в Министерстве экономики регионального правительства ничего о проекте по строительству дирижаблей в Калининградской области вообще не слышали. А в думском комитете по промышленности, инфраструктуре и предпринимательству комментировать информацию не стали, заметив, что считают ее розыгрышем.
Подводя итог. Можно уверенно говорить: никакого завода по производству дирижаблей строить не будут, да и гигантский дирижабль грузоподъемностью 2000 т не появится. Максимум чего ожидать от этой пиар-кампании, так это - показушную бизнес-активность фирмы «Вестлес» на поприще дирижаблестроения , а также, не исключёна, - постановка драмы под названием "выпуск калининградского дирижабля", когда на фоне феерической декорации в виде какого-нибудь сборочного производства публика сумеет лицезреть процесс монтажа дирижабля... а именно - незатейливого прогулочно-рекламного блимпа образца середины 1970-х из купленных за рубежом комплектующих... Мелкие группы туристов будут кататься по небу, а коммерсанты, коль всё у них срастётся, отмоют свои миллиарды через всякого рода льготы… Понятно, что всё это будет с лихвой окутано пиаром и рекламой... Печально, если, квази-пиар подобного рода даст повод публике считать реальные достижения отечественного дирижаблестроения всего лишь прожектёрством.
Источник статьи: aerocrat
|