о нашем клубе | как стать партнером | реклама в небе | купить шар | контакты |
Популярные предложения |
О воздухоплавании в начале его развития В 1871 году известный русский ученый и военный, генерал-лейтенант М.И.Иванин опубликовал в «Инженерном журнале» достаточно интересную для своего времени статью о своих опытах в области воздухоплавания и идеях создания управляемых летательных аппаратах.
Одной из причин медленных успехов воздухоплавания, по его мнению, называются такие как дороговизна опытов по изготовлению оболочки аэростатов и их наполнению газами. Многие, по мнению ученого, вместо постепенного усовершенствования простого аэростата берутся за достаточно трудную задачу. Сложность такой задачи состоит в возможности управления аэростатом с помощью паровых машин, имеющих достаточно высокую стоимость. Ниже приводится оригинальная выдержка из опубликованной статьи ученого в журнале: По моему мнению, гораздо скорее можно дойти до значительных усовершенствований в воздухоплавании, начав опыты не дорогостоящие, в малом виде, и приступив к разрешению вопросов сначала нетрудных, удовлетворительное решение которых возможно при настоящем уровне естественных знаний и техники, предоставляя дальнейшие усовершенствования постепенному их ходу, по мере новых открытий и изобретений. Руководствуясь этой мыслью, я рассмотрю здесь те условия, те составные части воздухоплавания, улучшение которых может влиять на успешный ход воздухолетания. Из них главные: 1. Оболочка. Употребляемая для нее шелковая материя дорога; притом ткань эта, как бы ни была плотна, имеет множество видимых глазом скважин, которые хотя и закрываются составом, употребляемым для напитывания ткани, но от действия ветра, ударов оболочки о сетку, сгибов оболочки, открываются поры во многих местах, отчего газ скоро улетучивается. Для замены шелковой оболочки Маремоиж предлагал употреблять бумажную. Для определения годности бумажной оболочки для воздухоплавания я делал следующие опыты: брал бумагу разных сортов и испытывал крепость ее посредством разрыва и способность удерживать водородный газ. 2. Для аэростатов, назначаемых для военных целей, добывание водородного газа составляет довольно затруднительный вопрос. При добывании газа посредством серной кислоты приходится возить при войсках много бочек и кадок и значительное количество серной кислоты, перевозка которой в стеклянных бутылках при наших дурных дорогах очень затруднительна. Французы в конце прошлого столетия, употребляя аэростаты с военной целью, добывали водородный газ по способу Лавуазье, пропуская водяной пар чрез раскаленное железо. Впрочем, и этот способ добывания газа имеет то неудобство, что для добывания его надо устраивать печи; поэтому он может быть употреблен в городах и крепостях или при станциях железных дорог, и когда добывание газа требуется часто, а не временно, иначе содержание печей составит излишний расход. Поэтому желательно было бы открытие более удобного и скорого способа добывания водородного газа. 3. В числе неудобств употребления военных аэростатов на привязи можно считать и то, что не только при сильном, но и при не очень сильном ветре аэростат имеет большое качание, препятствующее наблюдению, и его нередко прибивает ветром к самой земле. Для доставления аэростатам большей устойчивости советуют давать им более подъемной силы, но чрез то увеличивается затруднение удерживать аэростат; притом увеличение подъемной силы достигается только увеличением размера аэростатов, а чем они больше, тем более на них действует сила ветра; поэтому для придания аэростатам устойчивости надобно искать другого средства; это средство указывает нам детский змей. Имея небольшой аэростат, наполняемый водородным газом, я делал следующий опыт: наполнив его водородным газом, пускал его на шнурке при сильном ветре, и его прибивало почти к земле; но когда я к нему приладил парус в наклонном положении к стороне ветра, как привязывают детский змей, то аэростат поднялся и довольно высоко держался на воздухе. Этот способ доставления аэростатам устойчивости полезно было бы испытать с аэростатами большего размера, например, сначала 2 сажени в диаметре, а потом и больше. Может быть, кроме устойчивости, прилаживание паруса отвратит и вращение аэростатов, а вместе с тем и лодки, вокруг вертикальной оси, что, кроме беспокойства сидящим в лодке, препятствует наблюдениям, съемке и записыванию сделанных замечаний. 4. Употребление паруса при аэростатах потребует некоторых недорогих приспособлений и людей, знающих дело; для этого должно производить частые опыты, чтоб обучать людей всему, что нужно не только при употреблении аэростатов для военных обозрений, но и необходимо также, чтобы военное ведомство могло само, не прибегая к посторонней помощи, устраивать аэростаты и все к ним принадлежности, наполнять аэростаты и управлять ими. А для этого необходимо назначение особой команды и обучение нижних чинов и офицеров этой команды всему, что будет относиться до службы при аэростатах, а также составить командные слова. При переноске их с места на место следует, смотря по ветру, назначать требуемое число людей для удержания аэростатов оттяжными веревками; если таких веревок несколько, то каждой веревке назначить номера, число людей к номеру, и при движении управлять этими номерами, что особенно необходимо при прохождении с аэростатом по улицам города, лесом, переноске аэростата через телеграфные проволоки и проч., где быстрое исполнение команды и знание дела может иногда спасти аэростат от больших повреждений, а умение обращаться с серною кислотой при переливке ее в кадки избавит от порчи платья и повреждений тела. Вообще обучение команды воздухоплаванию будет способствовать к экономному и скорому наполнению аэростатов и успеху самого дела. 5. Управление аэростатом. Все предложенные способы для управления аэростатами до настоящего времени оказались недействительными: употребление живой силы слишком слабо для преодоления сопротивления воздуха при аэростатах большого размера; употребление силы паров при настоящем состоянии техники не удобоисполнимо и опасно вследствие легкой воспламеняемости водородного газа и при тяжести механизма. В виду важности этого вопроса следовало бы составить у нас общество для производства опытов для усовершенствования воздухоплавания. Если начать опыты, как выше было высказано, с устройства небольших аэростатов, то значительных расходов на это не потребуется. Если эти опыты дадут хорошую надежду на успех, то без сомнения явятся и средства для производства их в большем виде. |